Демонстрационный сайт » Строительство »

Главная Новости

Журнал "Санкт-Петербургский университет" » Blog Archive » Хранители традиций: идущие вперед

Опубликовано: 14.10.2018

Профессора Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ встретились на торжественном заседании, чтобы обсудить проблемы и перспективы сохранения и актуализации университетских традиций.

Директор Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций, профессор А.С.Пую

Торжественное заседание профессорского собрания

27 июня зал «Пушкин» Гранд Отеля «Европа» стал местом ежегодного собрания профессоров Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций. Цель ежегодных встреч — обсуждение насущных проблем университетской жизни, выходя за рамки официальных заседаний и семинаров. Инициатива, проявленная профессорским составом ВШЖиМК четыре года назад, сегодня обрела форму единственного в своем роде клуба, где представители университетской элиты в свободном диалоге обмениваются мнениями о самых глубоких и поистине «вечных» вопросах.

Открывая собрание, директор Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», профессор Анатолий ПУЮ обозначил тему собрания: «Хранители традиций: идущие вперед». Чем является университетская традиция? Каково ее значение в становлении системы образования? Какие традиции прошлого века являются актуальными и сегодня? Как сделать успешным взаимодействие традиций и новаторских течений? В чем заключается роль преподавателя как хранителя и транслятора многолетнего университетского опыта, нравов, традиций? Именно эти вопросы стали самыми обсуждаемыми.

Практически каждый из трех десятков участников собрания поделился личным видением проблемы «хранителей традиций». Так, доктор филологических наук, профессор кафедры речевой коммуникации Наталья ЦВЕТОВА положила начало дискуссии, обратившись к непосредственному определению традиции как на общественном, так и на университетском уровне. Рождение традиций последнего можно отнести к 1698 году, когда состоялась встреча Петра Великого с Патриархом Адрианом. Тогда император поделился своим стремлением положить начало университетскому образованию в стране. Причем будущая система не полагалась целиком на европейскую, а имела в своей основе самобытные традиции, ставшие впоследствии неотъемлемой частью существования как российской, так и зарубежной системы. К примеру, именно петровская Россия была одной из первых европейских стран, где для поступления во «всеучилище» следовало пройти вступительные испытания.

Профессор кафедры речевой коммуникации Н.С.Цветова

Доктор филологических наук, профессор кафедры менеджмента массовых коммуникаций Игорь ЯКОВЛЕВ, в свою очередь, обратился к более поздним временам — ХХ веку. Опираясь на личные воспоминания и впечатления от учебы в ЛГУ, Игорь Петрович сопоставил времена пятидесятилетней давности с современностью. Например, введение Единого государственного экзамена привело к утере еще петровской традиции вступительных экзаменов, которая сохранила себя лишь в виде единичных творческих конкурсов на некоторых факультетах. Сам же процесс обучения практически не изменился, роль семинаров и лекций осталась по-прежнему ведущей. Тем не менее, профессор отметил, что в современной системе университетского образования важно уделять внимание самостоятельной работе студентов, сохраняя при этом устоявшиеся традиции.

Заведующая кафедрой телерадиожурналистики, доктор филологических наук, профессор Марина БЕРЕЖНАЯ обратила внимание на сам предмет журналистики, который «передается воздушно-капельным путем». Приближают к профессии вовсе не книги или статьи, а люди. Ответственность преподаватели несут не только за практическую подготовку студентов, но и за отношение последних к своей профессии. И эта традиция должна быть наиболее трепетно хранимой.

Помимо прочего, на собрании неоднократно звучали фамилии именитых представителей факультета журналистики, которые создали фундамент существующих традиций, чья работа по сей день является примером высокой университетской культуры, самоотверженного труда, самодисциплины и вдохновляющего студентов профессионализма: В.Г.Березиной, А.Ф.Бережного, В.А.Алексеева, В.Б.Дубровина и многих других.

Своими впечатлениями о проведенной дискуссии с нами поделились непосредственные участники собрания.

Декан факультета журналистики, заведующая кафедрой истории журналистики, профессор, доктор филологических наук Людмила Петровна ГРОМОВА: «Нам очень важно помнить, что университетский мир имеет прочный фундамент, богатую достижениями биографию. И мы обязаны сохранить всё лучшее, что было сделано до нас. Но сохраняя традиции, необходимо их приумножать, двигаться вперёд, в ногу со временем. Мне кажется, сегодня получился интересный разговор. Были выступления историко-философского характера, мемуарного жанра. Мы вспоминали наших учителей, сохранившиеся и исчезнувшие приметы университетской жизни. Ведь что такое традиция? Это присутствие прошлого в настоящем, но продолжающее развитие: от учителей — к ученикам через научные и педагогические школы, историческую память поколений, университетский патриотизм. Думаю, такого рода собрания не только объединяют университетское сообщество, но и формируют кодекс университетской академической среды, позволяют в сутолоке повседневных дел и событий задуматься о непреходящих ценностях».

Профессор кафедры речевой коммуникации, доктор филологических наук Наталья Сергеевна ЦВЕТОВА: «Подобные мероприятия поддерживают особую атмосферу, которая позволяет нам относиться к работе как к высокому служению. На мой взгляд, просто неприемлемо, когда преподаватель считает свои обязанности лишь средством заработка. Возвращаясь к фундаменту университетских традиций, важно вспомнить, что любой универсант готовился не к работе, а именно к служению. Последнее имеет более высокие нравственные начала, иные мотивации»

Разнообразие точек зрения и оценок роли некоторых традиций не помешало профессорам единодушно согласиться с тем, что первостепенную роль в сохранении и установлении традиций играют именно преподаватели. Поэтому нужно быть украшением университета и журналистской науки, «заражать» подопечных журналистикой, в каждом слове и взгляде проявлять уважение к студенту как к будущему профессионалу, а самим — вкладывать в дело свою душу, ведь «слово зажигает других только когда есть горячее сердце».

Василиса ЛУКИНА, студентка Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций

Фото: Антон ЦУМАН

Современные строительные технологии Геология, города и строительство © Все права сохранены.
rss